Советы специалистов/ Современные формы и методы психологической и социальной помощи пожилым людям

    На основании анализа литературных источников мы выделили основные факторы помощи пожилым людям:

1. Создание сети государственных учреждений и программ, где пожилые смогут получить квалифицированную помощь – медицинскую, социальную, психологическую.
2. Изменение политики средств массовой информации с необходимостью большего внимания к пожилому населению. В настоящее время СМИ в основном представляют образ пожилого человека как негативный, в основном ориентированы на интересы молодежи и лиц зрелого возраста.
3. Роль семьи в поддержке пожилого человека также очень велика.
Методы психологической поддержки пожилых людей хорошо представлены в книге Г. Хойфт, А. Крузе, Г. Радебольт (Хойфт Г., Крузе А., Радебольт Г., 2003) – специалистов в области геронтологии. В их книге рассматриваются различные психотерапевтические направления, которые могут использоваться в работе с пожилыми, включая групповую психотерапию и методы, основанные на творческой активности.
Разные формы групповой активности, включая групповую психотерапию, могут представлять особую ценность, поскольку они могут обеспечивать поддержку и развитие социальных навыков, повышение самооценки, используют фактор взаимной эмоциональной поддержки людьми друг друга. К сожалению, имеются определенные нарушения, связанные с пожилым возрастом, которые делают проблематичным или даже противопоказанным участие в группе. Это касается, прежде всего, деменции и выраженных личностных нарушений.
Что касается таких форм психологической помощи, которые основаны на творческой активности, то Г. Хойфт, А. Крузе, Г. Радебольт (Хойфт Г., Крузе А., Радебольт Г., 2003) пишут: «Уже давно с помощью творческих методов предпринимаются попытки лечения пожилых людей, на которых не действует речевая психотерапия. При лечении людей в возрасте творчество служит также дополнением речевых интервенций и релаксационных упражнений. В рамках стационарного многопрофильного лечения элементы творчества используются применительно ко всем группам нарушений, но особенно в отношении депрессивных и дементных больных». Творческие методы, используемые в работе с пожилыми людьми, могут включать все основные виды креативной терапии искусством – арт-терапию, музыкотерапию, драма терапию и танцевально-двигательную терапию.
Что касается собственно арт-терапии, то ее формы и методы с пожилыми людьми могут быть различными, в зависимости от условий проведения работы, физического и психического статуса участников занятий, в том числе, степени выраженности нарушений познавательной и коммуникативной сфер, поведения и эмоций. При минимальных нарушениях в данных сферах возможно проведение индивидуальной инсайд-ориентированной арт-терапии, а также интерактивной групповой арт-терапии, прежде всего, ее тематического варианта.
В качестве методологической основы оказания психотерапевтической (в частности, арт-терапевтической) помощи пожилым людям в последние годы стал более активно применяться центрированный на личности психосоциальный подход, паллиативная модель помощи пожилым и престарелым людям, а также модель системной арт-терапии (Копытин А.И., 2011).
В литературе отмечаются определенные трудности проведения психологической и тренинговой работы с пожилыми, включая арт-терапию: их настороженное или критическое отношение к изобразительной деятельности, сопротивление и ригидные психологические защиты, нередко затрудняющие проникновение во внутренний мир участников занятий, их повышенная тревожность, связанная с пребыванием в группе. Все это заставляет ведущего при проведении занятий более активно задействовать средства символического, метафорического выражения участниками занятий своего опыта. Они позволяют создать психологически безопасную среду, избежать открытого предъявления пожилыми своих чувств и идей, активизировать их внутренние ресурсы.
В качестве самостоятельной формы психосоциальной поддержки пожилых людей также можно выделить разные досуговые мероприятия. Некоторые из них могут включать элементы творческой активности. В то же время, наличие таких элементов все же не позволяет рассматривать досуговую деятельность в качестве варианта арт-терапии. Такая деятельность, скорее, может быть отнесена к терапии занятостью.

Психолог Сафронова Л. С.