Внимание!!!
Мы не только заботимся о наших проживающих, но и о Вас — наши дорогие подписчики. Поэтому мы решили ввести полезную рубрику «Заметки врача-психиатра». В штате ОГБУСО «Усть-Илимский дом-интернат для престарелых и инвалидов «Лидер » работает врач-психиатр, судебно-психиатрический эксперт, клинический психолог, общий медицинским стаж более 20 лет — Валеева Елена Викторовна.
Сегодня Елена Викторовна расскажет нам о ПРОФИЛАКТИКЕ КОГНИТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ.
Мы не сможем уложиться в одну статью, тема объёмна сама по себе — что приводит к когнитивным нарушениям? как этого избежать и как распознать вовремя?
Об этом и многом другом в рубрике врача-психиатра.
При когнитивных нарушениях в основном страдает память.
«Память — не столько возможность в себя вмещать, сколько способность хорошо в себе находить» (А. Круглов).
КОГДА? Возрастное ухудшение когнитивных способностей начинается приблизительно с 30-35 летнего возраста, однако наиболее значительные изменения происходят после 60 лет. По статистике почти 3/4 лиц старше 65 лет выражают недовольство своей памятью (в 50% случаев наличие когнитивных нарушений действительно подтверждается с помощью различных нейропсихологических тестов).
Вследствие этого с возрастом выявляются следующие изменения когнитивных функций:
уменьшение быстроты реакции;
становится трудно длительно концентрировать внимание (быстрая утомляемость);
снижается оперативная память (трудности при обучении);
сложнее менять программу действий (интеллектуальная «ригидность»).
Деменция наиболее распространена среди пожилых людей, но, тем не менее, она может начаться в любом возрасте.
Выделяют три стадии развития деменции:
I стадия (часто остается незамеченной):
-забывчивость;
— потеря счета времени;
— потеря ориентации в знакомой местности.
II стадия (симптомы деменции более выражены):
-потеря памяти в отношении событий, произошедших недавно и имен людей;
— потеря ориентации;
— трудность при общении;
— неспособность себя обслуживать;
III стадия (больной почти полностью зависим и пассивен):
— нарушения и потеря ориентации в пространстве и времени;
— трудности в узнавании родственников и друзей;
— неспособность ухаживать за собой и обслуживать себя;
— неспособность самостоятельно передвигаться;
— агрессивность и другие поведенческие изменения.
Тренировка памяти с утра:
Вот несложные упражнения, которые можно делать, лежа в постели после пробуждения, в течение 7-10 минут, произнося вслух или про себя.
Произносите по очереди буквы алфавита, придумывая на каждую из них слово. Если возникнут затруднения, пропустите эту букву и двигайтесь дальше.
Обратный счет: как можно быстрее сосчитайте от 100 до 1.
Назовите 20 женских имен, присваивая порядковый номер (например, Анна-1, Барбара-2, Вера-3…).
Проделайте тоже с мужскими именами.
Назовите по порядку алфавита 20 названий продуктов (арбуз, баклажан, вобла, гуляш…).
Сосчитайте до 20 на любом иностранном языке.