02-710x270
Усть-Илимский дом-интернат для престарелых и инвалидов "Лидер"

 Единство наших целей и усилий к достойной жизни личности ведет!  

Дети страшных лет России — Усть-Илимский дом-интернат для престарелых и инвалидов "Лидер"

Дети страшных лет России

«Ни голоса не слышно,
Победу нынче празднует страна…
А сколько их, девчонок и мальчишек,
Осиротила подлая война.»

В. Салий

Память…Человеческая память бережет и сохраняет то, чего уже нет, что давно прошло, и воспроизводит в сознании прекрасные воспоминания. Даже самые жуткие.

Принято считать, что детство – самое счастливое и беззаботное время жизни человека. Но поколение, рожденное в 30-40 — е годы XX столетия, так и не насладилось детскими играми и забавами, сразу шагнуло в большую взрослую жизнь, где были бомбежки, гибель близких людей, тяжелый недетский труд и раннее сиротство – шла Великая Отечественная война.

Детей, разделивших со взрослыми все ужасы военного лихолетья, мы называем детьми войны.

На сегодня в ОГБУСО «Усть-Илимский дом-интернат для престарелых и инвалидов «Лидер» проживает 64 человека, приравненных к категории дети войны. Сегодня возрастает роль людей, переживших военное детство, в сохранении исторической правды о войне и передачи ее молодому поколению. Вот некоторые воспоминания наших проживающих, участников тех событий.

Гайнулина Анастасия,  90 лет.

Когда началась война, мне было неполных 12 лет. Жили в деревне Колманово, Воронежской области в самой глуши. В школу пошла поздно, болела. К началу войны закончила 4 класс. Учиться стало некогда, работать нужно было, помогать маме (нас было 5 человек в семье). О начале войны узнали по радио – выставили репродуктор на окно сельсовета – слушали речь  Сталина. Людей охватил страх – что теперь будет!? Зарыдали женщины, гладя на них, заревели и дети, посуровели лица мужчин. Вскоре всех мужчин забрали на войну, отца по старости не взяли, он работал в колхозе. Остались женщины да старики. Жить стало физически очень трудно. Помогали старшим даже 8-летние дети, но  нас, 12-13 – летних, считали уже за взрослых. Летнее время мы работали на колхозных полях, пололи, сеяли, убирали урожай. Хлеб убирали даже самые маленькие ребятишки. Все умели работать серпами, жать хлеб, вязать снопы, молотить зерно, для чего подвозили на длинных деревянных повозках снопы. Старшим давали в руки литовку, чтобы косить. Мы, дети, всему учились у оставшихся взрослых и постепенно становились их незаменимыми помощниками. Постоянно болели руки, спина. Было очень тяжело –  всю работу в тылу делали женщины и дети. А кроме работы в колхозе приходилось работать дома, где сажали только картошки 100 ведер и другую мелочь с запасом – ведь надеялись только на себя. К слову говоря, маме нужно было сдать с огорода 2 кг. табака в год. Маленькие братишки помогали ей полоть, срывая верхушки лебеды. Мама их сушила, толкла в ступе, смешивала с картофельными очистками и из этого толокна пекли хлеб. Тем и питались, чему были очень рады.

Старшую сестру – ей было 15 лет – пришедший с войны инвалид обучал тракторному делу. Вместе с другими женщинами – трактористками и такими же девчонками – прицепщицами пахали, сеяли не только днем, но и ночи прихватывали. Очень уставали, хотелось спать. А чтобы они не сваливались под колеса, девчонок даже приходилось привязывать к спинке сидения.  Помню в 1942 году нас отправить рыть окопы. Немцы были близко, слышался грохот орудий и взрывов. Над нами низко-низко летали фашистские самолеты, сбрасывая листовки. А в них издевательские стишки:

         «Девочки – мадамочки, не ройте себе ямочки.

          Придут наши мальчики и закопают вас в ямочки»

Конечно, было страшно, но мы знали, что за нами сердце страны – Москва. Мы работали назло фашистам!

 Послевоенное время было тяжелее. Да, мы знали, что победили, а как жить дальше!?  Я осталась работать в колхозе, звеньевой полеводов (отвечала за работу 10 человек). Пахали землицу так: запрягали в плуг 7 человек, один посередке, а трое — с двух краев, и тянули плуг. От каждого зависел результат работы. Даже прибаутка ходила у нас «В колхозе я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик». Работали много, а теперь вот болеем.

Рыхва Валентин Петрович, 87 лет.

 «Мне было 11 лет, когда началась война…» — так начинает свои воспоминания труженик тыла, ветеран труда Рыхва Валентин Петрович.

Родился я в Днепропетровской области. Отец был директором совхоза, мама домохозяйка. Война застала нашу семью в Запорожье в военном гарнизоне, куда перевели работать отца. Гарнизон эвакуировали вместе с семьями в Ульяновскую область город Мелекес, а отец ушел на фронт. От него не было ни одной весточки. Мама всю войну ждала и верила, что он вернется. Я помню, как однажды она соскочила ночью с кровати и заплакала, предчувствуя страшную весть. Через некоторое время пришло извещение о гибели отца под Сталинградом…

В 1943 году после освобождения Запорожья  наша семья вернулась домой. Мы работали на маленьком передвижном аэродроме с самолетами модели ПО-2, У-2. Женщины их обтягивали брезентом, а мы, мальчишки, обклеивали кукурузным клеем для твердости (называется перкаль). Эти самолеты применялись для решения широкого круга задач, на нем экипажи могли отрабатывать навыки бомбометания, аэрофотосъемки и воздушной стрельбы. Они были необходимы в военное время и на фронте, и в тылу. Но мы об этом не знали тогда.

Когда передвижной аэродром улетел в другую область, меня отправили работать в подсобное хозяйство полеводом. В 1948 году я поступил в сельхозтехникум города Знаменка Кировоградской области, приобрел специальность агронома-полевода. По призыву партии, вся группа поехала поднимать целину в Кустанайскую область. Я руководил полеводческой бригадой, где было много девушек. И я встретил свою единственную на всю жизнь Нину, с которой мы прожили счастливые 42 года.

На целине было тоже нелегко, условия тяжелые, но молодость и озорство брали свое. На долго запомнил случай: чтобы отпугнуть комаров и мошку от палаток, мы поджигали штаны и бюстгальтеры девчонок, смоченные в солярке. Конечно, девушки были не в восторге от этой затеи.

Оставшиеся трудовые годы я проработал в Запорожье директором авиапредприятия «Агрохимпром».

«Я думаю, что всем, кто пережил то тяжелое военное время, работая в тылу и в силу своих возможностей помогая фронту, сейчас нелегко. Ведь годы и болезни берут свое. Но я не жалуюсь. Спасибо государству за заботу о нас, вдовах ветеранов войны, тружеников тыла, детях войны».

Сейчас сложно представить, что такие же дети, как мы, наши мамы, бабушки совершили такой подвиг! Удивительно, откуда у женщин брались силы работать в голод и холод, на полях и в шахтах, сберечь детей, отправлять письма своим сыновьям и мужьям на фронт, морально поддерживая их! Сразу же после окончания войны многие труженики тыла, дети, были удостоены памятной медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Медаль «70 лет Победы Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и другие юбилейные медали бережно хранят труженики тыла и дети войны, проживающие в нашем учреждении. Они напоминают им о трудном детстве и труде, которым они приближали победу. А кроме того, некоторые из них награждены медалью «Ветеран труда».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.